Ваше ОСАГО еще не подорожало? Подорожает

Российские страховщики переходят на новую систему расчета ОСАГО. Для аккуратных водителей полисы должны были подешеветь. А как получилось на деле?Я купила полис «автогражданки» две недели назад.

Страхи по поводу сбоев и зависаний заработавшей в июне 2020-го новой автоматизированной системы АИС ОСАГО 2. 0 оказались напрасны. Оформление прошло без приключений, и уже через пару минут в почтовый ящик прибыл свежесформированный полис, успешно прошедший проверку подлинности. А вот стоимость разочаровала. Она оказалась выше на 500 рублей, чем год назад. Хотя за минувшие 12 месяцев в ДТП я не участвовала. А авария, случившаяся год назад, произошла не по моей вине. Но в понимании страховщика моя водительская благонадежность все равно почему-то понизилась.

Пятерка смелых

Случай, похоже, не единичный. Например, я оказалась в весьма представительной компании из нескольких членов Общественной палаты, чьи полисы ОСАГО также подорожали в среднем на 500 рублей, рассказал заместитель председателя комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов. «Мы специально попробовали на пяти автомобилистах сравнить, какой тариф у них был и какой стал, — говорит он. — У всех страховка подорожала, хотя не было за этот период аварий и злостных нарушений. Так что возникли сомнения, что реформа, которая предусматривала поощрение хороших водителей низкими тарифами и наказание плохих — повышенными, работает в том виде, как она декларировалось».

Автомобилисты обратились в свои страховые компании с вопросом, почему вырос тариф, но услышали, по словам Александра Холодова, что методика расчета секретная, какие тарифные факторы применили к каждому из них и почему, страховщики тоже говорить отказались. После чего ОП пригласила 40 страховых компаний на заседание круглого стола «Тарифы ОСАГО после поправок, первые итоги». Пришли только пять.

Фактор страховщика

Стоимость полисов изменилась из-за очередного этапа «индивидуализации» тарифов ОСАГО, стартовавшего 5 сентября 2020 года. С этой даты был расширен тарифный коридор, в пределах которого страховая компания устанавливает базовый тариф. Теперь предельные значения диапазона составляют 2 471—5 436 рублей. Как и раньше, к базовому тарифу применяют индивидуальные коэффициенты и тарифные факторы. По этому поводу Госдума приняла поправки в закон об ОСАГО, вступившие в силу с 24 августа. СК определяют для себя, какие факторы будут применять для более индивидуальной оценки потенциальной аварийности автомобилиста, согласовывают их с ЦБ и размещают на своих сайтах.

С тарифными факторами, как выяснилось, определились не все — кто-то из страховщиков уже обнародовал их, кто-то только переходит на новую систему расчета. «СК не делятся информацией о применяемых факторах, потому что многие их еще ищут, — пояснил генеральный директор компании «Югория» Алексей Охлопков. — Мы пока пошли по пути небольших изменений, почти не применяем факторы и стараемся тонкими настройками улучшить использование ранее существовавших методик». Например, более гибко подошли к территориальному коэффициенту, то есть для муниципалитетов, где машин мало, и соответственно, аварии редкость, страховщик установил более привлекательные тарифы, чем для густонаселенных городов. Это позволило страховщику отчитаться о снижении по сравнению с сентябрем прошлого года среднего тарифа на 3%. «Если говорить о будущем, естественно, мы планируем вводить индивидуальный подход, чтобы страхователь, который из года в год ездит безаварийно, имел самый дешевый полис, — продолжает Охлопков. — Рынок ОСАГО уже очень конкурентный, и на нем реально идет борьба за хорошего клиента, поэтому если есть возможность снизить стоимость полиса, то любая страховая компания ею воспользуется, чтобы получить клиента».

«Мы еще не перешли на индивидуальный тариф и работаем по старой схеме», — говорит начальник управления андеррайтинга и перестрахования СК «Абсолют Страхование» Евгений Ильченко. Пока компания тестирует различные тарифные подходы и факторы. Никаких кардинально новых СК изобретать не стала. «Например, мы увидели явную зависимость между аварийностью и возрастом автомобиля — этот фактор раньше не учитывался при определении стоимости полиса, теперь мы планируем внедрить его в нашей модели, — рассказывает он. — Второй фактор — каналы продаж. Мы увидели у себя, что договоры, заключаемые через систему «Е-Гарант», показывают катастрофический рост убыточности. И сделали вывод, что сейчас уже через «Е-Гарант» заключают договоры наиболее аварийные водители. Возможность учитывать при расчете индивидуального тарифа канал продаж позволит выровнять результат компании по портфелю ОСАГО».

«АльфаСтрахование» в первую очередь оценивает водителя по истории страхования его в компании, по тому, какие договоры помимо ОСАГО он имеет. «Кроме того, мы теперь глубже смотрим на регион: если раньше оценивали макрорегион, то теперь можем приближать до одного города, а в перспективе — до отдельной улицы, потому что у нас есть актуарные данные, которые позволяют сказать, что вероятность попадания в аварию для жителей этой улицы выше, чем для соседней. Дальше наши актуарии считают, что марка и модель машины имеют значение. Плюс мы смотрим на факты перерывов в страховании. Например, одно дело, если человек купил машину и сразу застраховался, и другое — если застраховался только спустя четыре месяца», — рассуждает директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти Алексей Артамонов. По его словам, фактор пола автовладельца не является определяющим для цены, поэтому был убран из новой методики расчета индивидуального тарифа. Но поскольку применяются 17 факторов в рамках все еще узкого, по его мнению, тарифного коридора, то большой «революции» в тарифообразовании не произошло и средний чек на ОСАГО с момента вступления в силу изменений в законодательство снизился на 2%.

Усредненное счастье

Справедливости ради стоит сказать, что подорожали полисы не для всех. Заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин рассказал, что за два месяца средняя стоимость ОСАГО снизилась на 0,5%. «За это время было продано около 5,3 миллиона полисов, из которых для 68% автовладельцев премия была понижена или не изменилась, а для 31% она снизилась более чем на 10%», — приводит он данные.

По информации президента РСА Игоря Юргенса, средняя премия по ОСАГО сейчас практически на прежнем уровне — 5 420 рублей против 5 401 рубля в августе. Если смотреть в территориальном разрезе, то снижение произошло почти в трети регионов РФ (в 26 регионах РФ из 85), в которых проживают 54% всех автовладельцев.

Источник: РСА

Выросла более чем на 10% цена полиса, по оценке ЦБ, для 15% российских автомобилистов, которые, как посчитали страховщики, несут больший риск, а значит, получают более высокий тариф. Не согласиться с ними у обычного автомобилиста не получится, потому что он не сможет проверить, какие из утвержденных факторов страховщик применил при расчете именно его тарифа ОСАГО. Еще одно неизвестное — формула расчета, которую страховщик согласовывает с регулятором, но не делает достоянием общественности. Так что остается довольствоваться тем, что стоимость полиса выросла незначительно и все еще доступна для среднестатистического автовладельца.

ОСАГО — это в первую очередь ремонт

Фактор, который больше всего влияет на стоимость полиса, — цена запчастей, ведь ОСАГО — это в первую очередь ремонт. Она стабильно растет вслед за падением курса рубля. По словам Алексея Артамонова, на некоторые марки автомобилей рост с начала года оказался значительный — например, на Daewoo больше чем на 30%, на BMV — на 30%, даже на ВАЗ — на 6—7%. «Это сказалось на средней выплате, которая выросла на 17% и продолжит расти», — считает он. Алексей Охлопков говорит, что рост привел к увеличению среднего размера убытка на 10—15%.

В сентябре РСА обновил справочник стоимости «корзины автозапчастей», от которой зависит размер выплат в ОСАГО, повысив цены на 23%. Страховщики обрадовались, но автомастерские остались недовольны. Исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков приводит два примера. Так, ремонт автомобиля Hyundai Solaris 2017 года выпуска после обычного ДТП, в котором повреждены бампер, фара и крыло, страховая компания оценила примерно в 20 тыс. рублей, а себестоимость ремонтных работ составила 18 тыс. рублей. «Это стоимость запчастей, работа маляра, колориста и арматурщика, — перечисляет он. — А если добавить к ним еще расходы на оплату мастера-приемщика и уборщицы, то работа получается в ноль». Второй пример — BMV CХ5, на который удар пришелся сзади и у которого повреждены дверь, стекло и фонари: оценка ущерба страховой — 52 тыс. рублей, а себестоимость работ — 68 тыс. рублей. «Статистика СТО показала, что 70% обращений не проходят фильтр «взять в работу или нет» — независимые СТО не могут взять такие машины на ремонт из-за низкой оценки страховой», — добавляет Виталий Новиков.

Его коллега по Союзу автосервисов из Владимира Сергей Пугачев говорит, что если автосервис все-таки возьмет такое авто в работу, то либо будет искать б/у детали, либо восстанавливать битые, то есть обманывать потребителя или договариваться с ним. В обоих случаях качество ремонта ухудшается. Есть еще третий вариант — отказаться от ремонта, тогда страховщик выплачивает страхователю деньги, но сумма заведомо меньшая, чем реальная стоимость ремонта. «В итоге страдает потребитель: если он получает выплату, то ему не хватает на ремонт автомобиля, а если ремонт — сервис будет максимально экономить, потому что ему нужно уложиться в оценочную стоимость СК», — поясняет Пугачев.

Поэтому у экспертов есть вопросы к оценке стоимости запчастей. По словам Сергея Пугачева, вроде бы цены в справочнике выросли на 23%, но в реальной жизни в среднем с начала года запчасти подорожали на 27%. При этом почему-то на самые ходовые модели стоимость в справочнике повысили на 1%, хотя реальный рост — 20%. А тут еще страховые компании запросили у СТО скидки в размере до 17% от суммы по единой методике расчета за оптовую отправку к ним на ремонт автомобилей своих клиентов. «Сначала все обрадовались, что цены в справочнике подросли, но в реальности оказалось, что для нас ничего не изменилось к лучшему», — резюмирует он.

Хотя автомобилисты все чаще предпочитают получить от страховой компании именно ремонт автомобиля, а не денежную выплату, причем ремонт качественный. По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, год назад доля ремонта не превышала 10%, а сейчас она составляет 26%. Естественно, страховые компании будут использовать любые возможности, чтобы сделать ОСАГО рентабельным — ведь они коммерческие организации, и основной целью их деятельности является положительный финансовый результат.

Оптический обман надежд

Сейчас страховщики с нетерпением ждут момента, когда им будет доступна информация о грубых нарушениях автовладельцами правил дорожного движения, чтобы учесть их при расчете стоимости ОСАГО. «Это, наверное, будет основной прорыв при расчете индивидуального ОСАГО», — считает Алексей Охлопков.

Изменения в законодательство дали возможность СК учитывать в качестве факторов неоднократный в течение года проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости движения более чем на 60 км/ч и выезд на встречную полосу. Получать такую информацию страховщики смогут после того, как будут состыкованы федеральная информационная система ГИБДД и АИС ОСАГО 2. 0. «Федеральная информационная система ГИБДД, которая ведет весь учет, в том числе правонарушений, сейчас дорабатывается с учетом новых требований, и в декабре сервис должен быть принят в новом виде», — сообщил заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин. Параллельно дорабатывается и новая АИС ОСАГО. «Думаю, в начале 2021 года мы состыкуем программные продукты, чтобы страховые компании при расчете тарифов ОСАГО для конкретных участников дорожного движения могли использовать информацию об их правонарушениях», — добавил Кузин.

Правда, и тут страховщиков поджидает разочарование. По словам представителя МВД, учитываться будут только нарушения, зафиксированные сотрудником госавтоинспекции в виде составленного протокола, по которым впоследствии были вынесены постановления. То есть 5% из более чем 100 млн админправонарушений на дорогах страны.

Ольга КОТЕНЕВА, Banki. ru

.

осаго стоимость компании ремонт рублей страховщики расчета полиса

2020-11-3 00:00

осаго стоимость → Результатов: 19 / осаго стоимость - фото


Фото: banki.ru

#оденьгахпросто: как будут рассчитывать стоимость ОСАГО по новым правилам

В сентябре страховщики переходят на более индивидуальный расчет стоимости ОСАГО для каждого водителя. Отличаться цена может не только у разных компаний, но и у одной, в зависимости от канала продаж. banki.ru »

2020-09-02 00:00

ЦБ: стоимость ипотеки не вырастет из-за смены механизма страховки

Банк России не видит убедительных аргументов, которые бы объяснили, почему полная стоимость ипотеки должна вырасти из-за смены концепции страхования рисков, сообщили журналистам в ЦБ. Регулятор в апреле предложил при оформлении ипотеки переложить расходы на страхование предмета залога, а также жизни и здоровья заемщика с физлица на банк.

#оденьгахпросто: как сэкономить на покупке страховки не только в «черную пятницу»

Российские ретейлеры вслед за западными устраивают распродажи в конце ноября. Не остались в стороне и страховщики, обещая скидки от 30% до 70%. Но есть ли жизнь за пределами «черной пятницы»?Если говорить о добровольных видах страхования, то стоимость полисов одних и тех же страховых продуктов может значительно отличаться не только у разных страховых компаний (СК), но даже у одной и той же, потому что зависит от каналов продаж. banki.ru »

2019-11-27 00:01

ЦБ зафиксировал снижение стоимости полисов ОСАГО

Банк России фиксирует в большинстве регионов страны снижение стоимости полисов ОСАГО для легковых автомобилей, заявил на Петербургском международном юридическом форуме заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин.

Стоимость полиса ОСАГО могут снизить в 30 регионах

Стоимость полиса ОСАГО после планируемой реформы в этой сфере может быть снижена примерно в трех десятках регионов страны, но только для водителей, которые водят безаварийно, заявил журналистам в среду зампред Банка России Владимир Чистюхин.

РСА: реформа ОСАГО поднимет цену для агрессивных водителей и снизит для аккуратных

Реформа тарификации в ОСАГО, первым этапом которой должно стать расширение тарифного коридора на 20% вниз и вверх, позволит страховщикам увеличить стоимость полиса для агрессивных водителей, а для аккуратных понизить.

Росгосстрах прокомментировал расширение тарифного коридора ОСАГО

Расширение тарифного коридора поможет сделать стоимость ОСАГО справедливее для всех категорий автомобилистов, заявили РИА Новости в компании Росгосстрах, комментируя предложения Минфина по порядку расчета цен на автогражданку.

Минфин предлагает повысить стоимость ОСАГО для пьяных водителей в пять раз

Минфин РФ обсуждает введение пятикратного повышающего коэффициента стоимости ОСАГО для пьяных водителей в рамках предлагаемой министерством реформы ОСАГО. Об этом сообщил в эфире телеканала Россия 1 замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.

С 1 августа средняя стоимость запчастей для ремонта по ОСАГО снизится

Российский союз автостраховщиков (РСА) с 1 августа вводит в действие новые актуализированные справочники средней стоимости запасных частей, которые будут соответствовать практике натурального возмещения в ОСАГО.

СМИ: Минфин предложил отдать на откуп страховщикам изменение коэффициентов в ОСАГО

Минфин предложил дать страховщикам ОСАГО больше свободы в применении коэффициентов, влияющих на стоимость полиса, пишут Ведомости. По мнению ведомства, часть полномочий по установлению региональных коэффициентов можно передать самим страховщикам, что сделает тариф более справедливым.

РСА: стоимость ОСАГО будут увеличивать только за серьезные нарушения ПДД

Стоимость полиса ОСАГО будет увеличена для водителей, допустивших только существенные нарушения правила дорожного движения проезд на красный свет перекрестка или железнодорожного переезда, выезд на встречную полосу и так далее.

ЦБ намерен повысить стоимость ОСАГО для нарушителей ПДД

В 2016 году Банк России планирует ввести новый коэффициент для расчета стоимости ОСАГО, который будет зависеть от наличия у водителя штрафов за нарушение правил дорожного движения. Такой пункт содержится в плане мероприятий по развитию финансового рынка, опубликованном Банком России 2 декабря.

Стоимость полиса ОСАГО предложили снизить

Предложение о снижении стоимости полиса ОСАГО опубликовано на сайте Российская общественная инициатива. Также авторы идеи предлагают выкладывать расчет тарифа в открытый доступ и поставить его изменения под государственный и общественный контроль.

Слабый рубль сильно бьет по каско

Ослабление национальной валюты заставляет страховщиков пересматривать тарифную политику по моторным видам страхования. Каско с начала года подорожало уже в среднем на 3050% из-за роста цен на запчасти. banki.ru »

2015-08-28 00:00

ФАС: стоимость полиса ОСАГО превышает месячную зарплату граждан

После повышения тарифов на ОСАГО россияне стали жаловаться, что средняя стоимость полиса обязательной автогражданки зачастую превышает уровень месячной заработной платы, заявил в среду на конференции по страхованию заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров, комментируя характер жалоб граждан.

Дьявол в автодеталях

С 1 декабря расчет стоимости восстановительного ремонта машины в рамках ОСАГО происходит строго по единому ценовому справочнику Российского союза автостраховщиков. Эксперты уверены, что справочники невыгодны владельцам авто, а стоимость многих запчастей в них ниже рыночных из-за резкого удешевления рубля. banki.ru »

2014-12-12 00:00